Новини Івано-Франківська та області

Владимир Рисухин: «Без консолидированной работы городских и областных властей невозможно сделать Алчевск успешным, инвестиционно-привлекательным городом»

- Владимир Владимирович, Украина находится на пороге выборов в местные советы, которые состоятся в октябре нынешнего года. И хотя местное самоуправление еще далеко от совершенства, все же преуменьшать его роль нельзя. Какова Ваша оценка работы представительского органа Луганщины, и каких перемен в его работе ожидаете после выборов?

- Областной совет — это институт, который должен представлять интересы населения области и решать проблемы людей. У нас же происходила подмена понятий и часто решение экономических проблем подменялось политическими декларациями. На сессиях мы только и делаем, что принимаем решения отправить очередное письмо в адрес премьера или президента, выделяем участки земли под очередные копанки, говорим о прокладке газопроводов туда, где проблему с отоплением можно было решить путем постройки мини-котельной на том же угле. Были, конечно, и хорошие моменты, но за текучкой они порой уходили на второй план.
К сожалению, у нас несовершенное законодательство по многим вопросам, в том числе и в отношении полномочий местного самоуправления. В идеале депутатам видится такой вариант: делегирование части полномочий — и финансовых, и организационных — из столицы на места, чтобы область имела серьезные рычаги и финансы для решения местных проблем. Надеюсь, что после этих выборов Верховная Рада повернётся к проблемам местного самоуправления лицом и регионы действительно будут более самостоятельны.

- Местная власть повсеместно в Украине признаёт, что решить проблемы жилищно-коммунального хозяйства без поддержки центра им не под силу. Пока средств в местных бюджетах не хватает, а государственные программы финансируются недостаточно, существует только один выход – привлечение инвестора. Однако, как показывает опыт, и это далеко не всегда дает ожидаемый результат. Каков выход из создавшейся ситуации?

- По моему мнению, уже давно назрела необходимость реформирования системы ЖКХ. 
Чиновники прекрасно знают, что ни в государственном, ни местном бюджете на эти цели денег нет, и не будет. Для того, чтобы привлечь инвестора, государство должно определить законодательную базу для его прозрачной, эффективной работы и взять тарифы под контроль, а местная власть - создать здоровую конкуренцию в отрасли.

Как ни странно, но именно авария 2006 года в Алчевске дала положительный импульс для Алчевского ЖКХ. Тогда было принято решение децентрализировать систему отопления и построить в городе несколько новых котельных. Средства для Алчевска собирала вся страна и результат - очевиден. Сегодня только за счёт работы новых современных котельных, с КПД выше 90%, мы имеем 20% экономии газа. Высвободившейся ресурс местная власть может себе позволить инвестировать в модернизацию внутриквартальных сетей отопления. Но даже для Алчевска полная модернизация ЖКХ, без капиталовложений частных инвесторов, может оказаться неподъёмной. Если же говорить концептуально, то реформирование этой отрасли предусматривает четыре основных направления. Первое — это совершенствование нормативно-правовой базы. Второе — совершенствование системы управления в отрасли с учетом рыночных отношений. Третье — финансовая стабилизация отрасли. И четвертое — техническое переоснащение ЖКХ. Если центральная и местная власть найдут оптимальные решения этих задач, то в дальнейшем нам гораздо реже придётся сталкиваться с проблемами в жилищно-коммунальном хозяйстве.

- Отдельно хотелось бы спросить о естественных монополиях, ведь именно в них сосредоточена основная масса проблем в коммунальной сфере.

- В сфере деятельности естественных монополий в целом и в ЖКХ, в частности создание конкуренции весьма проблематично. Однако можно создать конкуренцию в теплоснабжении, приватизировав котельные, при этом оставив в коммунальной или муниципальной собственности теплосети. Тогда появится конкуренция среди теплогенерирующих предприятий, что должно привести к снижению тарифа на эту услугу. Уверен, что выход из кризиса, в том числе и естественных монополий, — это передача в аренду, концессию, управление. Этих процессов не нужно бояться. Сейчас в Парламенте разрабатывается целый ряд документов об особенностях передачи в аренду жилищно-коммунальных объектов – это поможет более четко выписать процедуру и как следствие обезопасить людей от всяческих неприятных ситуаций. И когда этот процесс будет завершен, тогда только по- настоящему может пойти реформирование этой отрасли, тогда и результата ждать будет недолго.

- Вы депутат областного совета, при этом позиционируете себя как представитель Алчевска. Каким вы видите взаимоотношения властей города и области?

- Все понимают, что решение социальных проблем Алчевска лежит в плоскости развития экономики. А экономика Алчевска — одна из наиболее весомых и определяющих в структуре региона. И я, как депутат областного совета, сознаю, что без консолидированной работы городских и областных властей невозможно сделать Алчевск успешным и инвестиционно-привлекательным городом. В предыдущие годы, город был в постоянной конфронтации то с одной, то с другой ветвью власти. Но для развития нужен фундамент, а областная власть и является этим фундаментом не только для Алчевска, но и для всех населенных пунктов области. Именно поэтому, я принял решение, не находиться в рядах политических партий, а сосредоточится на защите экономических интересов жителей нашего города.

- Невозможно обойти стороной горячую тему дня — цены на газ и как следствие повышения коммунальных тарифов. Каково Ваше видение выхода из кризиса тарифных взаимоотношений населения с государством?

- Это очень больная тема не только для Алчевска, но и для государства в целом. Дело в том, что формирование тарифов часто становится разменной монетой наших политиков. А это очень неправильно, потому значительная часть людей, не может стопроцентно платить за жилищно-коммунальные услуги. А реальность такова, что значительная часть людей, не может стопроцентно платить за жилищно-коммунальные услуги. Естественно, есть государственный бюджет, который и должен погашать разницу. Система не прямых расчетов, а зачетов, дотаций вызывает массу вопросов и сама по себе неэффективна. Более приемлема схема, когда потребители платят непосредственно ЖКХ. И ничего лучшего, чем целевая социальная помощь из государственного бюджета я не вижу. В ней ноль злоупотреблений. Вот бюджет — вот человек. И никаких посредников. Принципиальная позиция заключается в том, что тарифы на коммунальные услуги должны быть экономически обоснованы, а государство должно позаботиться о тех, кто не может платить всю сумму. Систему субсидий со временем надо заменить целевой финансовой поддержкой материально незащищенным людям. Тогда на эти цели будет использоваться намного меньше бюджетных средств, что позволит часть денег из бюджета направлять на модернизацию системы ЖКХ, в том числе и на внедрение технологии по энергосбережению.

- Сейчас активно идёт процесс всенародного обсуждения нового Налогового кодекса. Вы серьезный бизнесмен и один из крупных инвесторов нашей области. Скажите, улучшит ли новый Налоговый кодекс инвестиционный климат в Украине в целом и нашей области в частности?

- Очевидно, что проект Налогового кодекса Украины содержит положения, которые не согласуются с политикой дерегуляции предпринимательской деятельности и уменьшения налоговой нагрузки на бизнес, анонсированной Президентом Украины. Принятие нового Налогового кодекса в его нынешней редакции, это путь к очередному переделу собственности в Украине, руками налоговой. К сожалению, для Правительства Украины, главным является не качество нового фискального документа, а возможный негативный общественный резонанс в отношении инициированных Президентом экономических реформ. Мировой экономический опыт говорит о том, что уменьшение совокупной налоговой нагрузки при увеличении базы налогообложения приводит к росту производства, развитию экономики и как следствие к увеличению доходов бюджета. Если мы хотим что бы в Украину шли инвестиции, то должны выигрывать у наших конкурентов. То есть, если мы хотим развиваться быстрее, чем Польша или Венгрия, то и налоги у нас должны быть ниже, чем у них, и ниже настолько, чтобы даже, с учетом членства Польши в ЕС к нам, а не к полякам пришёл инвестор. Надеюсь, что публичное и открытое обсуждение Налогового кодекса внесёт существенные коррективы в этот документ и Украина получит закон, который сбалансирует интересы государства, бизнеса и людей.

Для справки: 

Владимир Владимирович Рисухин, 1963 года рождения. Закончил в 1985г. Коммунарский горно-металлургический институт по специальности инженер-электромеханик. С 1985 по 1990 гг. работал на Коммунарском металлургическом комбинате, сначала инженером-электронщиком, затем - начальником бюро персональных ЭВМ информационно-вычислительного центра. В 1990-1996гг. – директор малого предприятия «Ника» в Алчевске Луганской области, в 1996-2002 гг. – председатель совета алчевской фирмы «Ника-Холдинг». С мая 2002г. до февраля 2005 г. работал директором ООО «Восточноукраинская металлургическая компания». В 2005 г.- заместитель председателя областной государственной администрации по вопросам экономической политики, бюджета и финансов. В настоящее время работает директором ООО «Восточноукраинская металлургическая компания». Депутат Луганского областного совета V созыва, член постоянной комиссии областного совета по вопросам промышленной политики, предпринимательства, экологии и жилищно-коммунального хозяйства. Кандидат технических наук, член-корреспондент МАНЭБ. 

Беседовал Александр Волынский



Читайте також