Новини Івано-Франківська та області

Польша и Украина: близкое соседство и разная такая жизнь

«Параллель-медиа», в рамках продолжения информационного проекта «Европейский мост», начинает публикацию о творческих командировках журналистов в зарубежные страны. Этот текст — результат визита журналистов из Украины в Польшу. Поездка была организована в рамках проекта Фонда Европейского центра «Натолин» и Министерства иностранных дел Польши.

О схожести Украины и Польши можно долго спорить – для одних она абсолютно очевидна в разрезе истории, а другие указывают на громадную разницу, аргументируя развитием экономики и высоким уровнем жизни… Мне же, впервые приехавшей в Польшу, хватило впечатлений, чтобы побыть и на стороне первых, и на стороне вторых. Было что-то похожее, было что-то – кардинально другое. И именно об этом хочется рассказать здесь, в Украине.  
Пришло в голову в тему поискать в Интернете поговорки о соседстве и соседях.  
И нашлась одна, на мой взгляд, хорошо иллюстрирующая соседство Польши и Украины. «Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда». После поездки в соседнюю страну лично мне стало понятно: поляки хорошо живут, потому что они работают!

Поездка в Польшу, организованная для украинских журналистов в рамках проекта Фонда Европейского центра «Натолин» и Министерства иностранных дел Польши, включала в себя не только семинары, конференции и дискуссии… Украинским журналистам было предложено самостоятельно оценить перспективы евроатлантической интеграции, которые для нас пока остаются перспективами, а в Польше уже воплощаются в реальность. 

В рамках тура в Польшу был организован визит в Особую экономическую зону – Неполомице. Кроме того, приближенные к евросоюзовским инвестициям чиновники рассказывали о наиболее интересных, а иногда и грандиозных инвестиционных проектах. Таковых там сейчас великое множество, а сферы инвестиций самые разные: туризм, транспорт, промышленность. Неполомице, Величка, Краков и Варшава – маленькие и большие польские города уже могут похвастаться подобными инвестициями.  

                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                          …Итак, немного о схожести. Неожиданным «дежавю», напомнившем о только что покинутой родине (то есть о Луганске), стал железнодорожный вокзал в Варшаве. С одной стороны, крытые перроны выглядели совсем по-незнакомому, и, полностью закрывая палящее летнее солнце, - даже хмуро. А вот большое здание вокзала внутри…крайне напоминало здание родного, луганского вокзала. Который, к слову, считается одним из самых современных и лучших в Украине. 

Впоследствии фотографии варшавского ж\\д вокзала, показанные родным и близким, в большинстве вызвали такие же ассоциации. 
Однако, на этом схожесть с «украинским» закончилась. На вокзале удивило отсутствие привычной нам суеты и небольшое число пассажиров. Не сновал никто туда-сюда, не бежал перепугано с чемоданами, в поисках нужной платформы. Да и поездов на перронах стояло немного. 
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Уже позже, на семинаре для журналистов, местные инвесторы, вкладывающие средства в транспортную отрасль, пояснили нам эту особенность. С вхождением Польши в Европейский союз и ростом экономики, потребность в железнодорожных пассажирских перевозках здесь значительно снизилась. Как так может быть? В настоящее время в Польше наиболее распространенным пассажирским транспортом являются автомобили и самолеты.          Автомобилем (что характерно, в общем, и для Украины) владеет каждая вторая семья, а самолеты – и в этом месте у меня перехватило дух – пользуются спросом ввиду недорогой стоимости билетов даже по внутренним направлениям! Секрет, как уже было сказано, именно в доступной цене. При наличии таковой самолеты имеют еще одно большое преимущество: зачем ехать на поезде несколько часов, когда можно добраться туда же за один час комфортного перелета? В Польше, к слову, билет на самолет в среднем стоит столько, сколько в Украине составляет билет на поезд средней стоимости. 
Поэтому в развитие железнодорожного полотна в Польше средства практически не вкладываются. Невыгодно это. Развиты и будут развиваться далее те узлы, которые связывают между собой наиболее привлекательные города для иностранцев. Такими являются города, причастные к Евро-2012. Таким же привлекательным примером является ветка Краков-Варшава, по которой ходит не скорый, а скоростной, - иначе и не скажешь, - поезд до польской столицы…  Чтобы было понятно, насколько это модернизированная ветка, небольшое сравнение. При таком же расстоянии как от Луганска до Харькова (что у нас по времени составляет 8 часов езды на поезде), путь из Кракова в Варшаву составит…всего три часа. На самолете – один час. Эта ветка связывает два наиболее важных, стратегических (хотя – каждый по-своему: Краков – туристический, Варшава – деловой) центра Польши. И инвестиции в нее оправдывают себя полностью. В остальном же железные дороги Польши в большинстве неразвиты, и служат часто для грузовых и транзитных перевозок. 
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           В Польше вкладывают деньги во все, что может их принести. В этом смысле богатое историческое наследие (которое, кстати, у нас часто валяется под ногами, заброшенное и забытое) давно стало предметом инвестиций. Например, то, чего в Польше в избытке – а именно – королевские замки – нашло свое практическое применение в современности. В Польше их масса, этих замков. Они так же пострадали от времени, как пострадали украинские замки - об унылой судьбе и заброшенности которых то и дело рассказывают журналисты с экранов телевизоров. Но разница в том, что у нас на реставрацию «денег не хватает» - потому что это сфера культуры, а она неприбыльна… А в Польше замки рассматривают как инвестиционно привлекательную недвижимость. Причем инвестором все чаще выступает…государство!
К примеру, нас, журналистов, прибывших на ночлег в настоящий королевский замок, переделанный в отель с одноименным названием (г. Неполомице), поразила маленькая, но весьма характерная деталь. Замок-то, оказывается, находится в коммунальной собственности! В это почему-то трудно было поверить, видя шикарные апартаменты, изумительной красоты поляны во внутреннем дворике, скульптуры и художественные выставки… Ведь в Украине как? Привычнее думать, видя подобные вещи, что это непременно частная собственность, что кто-то таким образом решил подзаработать, и успешно это делает. Правильно, так оно и есть. Только делает это в нашем польском случае – громада г. Неполомице. Ведь замок был отреставрирован в рамках одного из инвестиционных проектов (кстати, «евросоюзовских») под руководством местной власти. 
Теперь в замке находится прекрасный гостиничный комплекс, неплохо себя окупающий. В городке расположены два крупных завода – «Кока-кола» (один из трех, имеющихся в Польше) и завод по производству крышек. Как минимум, этот факт обеспечивает постоянный поток бизнес-гостей в городок. Ну, а кроме этого, в «Королевском замке» нередко проходят официальные визиты высоких чиновников из других стран. Здесь бывают и президенты, и премьер-министры, и принцесса Таиланда… И, естественно, деньги от пребывания гостей в отеле, оседают в местном бюджете. Поэтому, не стоит удивляться тому, что городок Неполомице выглядит цветущим и счастливым, таким себе райским уголком. Здесь уютно и…богато. И чувство белой зависти не покидало нас на протяжении всего пребывания в Неполомице. 

Аналогичные чувства посещали украинских журналистов и во время посещения города Величка, где туристов привлекает известная на весь мир уникальная соляная шахта…

Потряс самобытностью и архитектурным величием Краков – культурная столица Польши. Все здесь говорило о том, что традиции берегутся, а к старине относятся с современной мудростью: старина здесь является скорее не предметом, который для своего существования «вытягивает» деньги из бюджета, как у нас, а наоборот – она их туда закладывает. И даже, обнаружив старинный разрушенный город под центральной площадью Кракова, местные археологи не стали разводить об этом демагогию о важности находки, а нашли деньги под мега-крутой инвестиционный проект. Теперь прямо под центральной площадью Кракова строится огромный музейный комплекс. Приезжающие в город туристы смогут не просто «посмотреть на развалины» под землей – но и побывать в одном из наиболее амбициозных музеев мира! Огромный по площади музей станет центром развлечений.          Здесь обещают не просто восстановить часть руин, но местами даже воссоздать атмосферу старинного города…Лифты, магазины, кафе, с другой стороны, «осовременят» и сделают пребывание в музее более комфортным.      Самое главное, что пока этот амбициозный проект находится только в начальной стадии строительства – предприимчивые поляки уже впускают туда туристов! 

Безусловно, журналистам показали лучшую часть Польши, спрятав подальше не самые привлекательные стороны из жизни страны. Мы понимали это и контраста явно не хватало – чтобы сравнить и увидеть картинку «в целом». 
Но, с другой стороны, увиденного хватило и на объективную оценку реалий. Если есть такие удачные примеры инвестиций, если это все действительно работает и приносит деньги, - что в этом может быть плохого? 
В Украине ведь и этого пока нет: не научились здесь смотреть под ноги и видеть там живые деньги. Не научились инвестировать в то, во что нужно в первую очередь: в «изюминки» родного края. 


Елена Старых, специально для Параллель-медиа.

Фото автора


Параллель-медиа
Новости Луганска и Украины



Читайте також