Ассоциация с ЕС: что она дает для экономики Луганщины? (часть 4)
Завершаем цикл публикаций о том, как Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС повлияет на развитие экономики Луганщины. Остановимся на актуальных проблемах экспорта/импорта в страны Евросоюза с территорий, которые в настоящий момент находятся в оккупации. Начало смотри тут Ассоциация с ЕС: что она дает для экономики Луганщины? (часть 1), тут - Ассоциация с ЕС: что она дает для экономики Луганщины? (часть 2) и здесь Ассоциация с ЕС: что она дает для экономики Луганщины? (часть 3)
В прошлых публикациях мы говорили о том, что основу товарной структуры экспорта Луганской области составляют: черные металлы – 43,7 процента (ПАО «Алчевский металлургический комбинат» - 60%); бумага и картон – 26,4 процента (ПАО «Рубежанский картонно-тарный комбинат» - 90%); продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности – 8,4 процента (ООО НПО «Заря» 24%, ОАО «Химпостачальник» - 12%, ПАО «Редкие газы» 15%, ОАО НПО «Стеклопластик» 25 %); продукты растительного происхождения – 3,3 процента (ООО «Сватовская олия», ООО «Кепитал Груп ЛТД» (Торицкий район); машины, оборудование и механизмы – 2,3 процента (ПРАТ СНВО «Импульс» - 25 %).
К слову, 2015 году экспортеры и импортеры Луганщины уплатили более одного млрд. грн. Как сообщили Параллель-медиа в пресс-службе Главного управления ГФС в Луганской области, в прошлом году экспортеры и импортеры Луганщины перечислили в государственный бюджет 1 млрд. 49 млн. грн.
Более 67% от всех перечислений обеспечили ПАО «Алчевский меткомбинат», ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот», ОАО «Лугансктепловоз», ООО «Научно-производственное объединение «Заря» - основные предприятия-импортеры региона. Участники внешнеэкономической деятельности региона преимущественно завозили коксующийся уголь (44,5% от общих объемов поступлений налогов по импорту), железный концентрат (15,5%), безводный аммиак (4,6%) и дизель-генераторы (2,8%). Во время таможенного оформления товаров 100 процентов предприятий использовали процедуру электронного декларирования.
Как работали предприятия-экспортеры после подписания Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС? Как сообщили Параллель-медиа в пресс-службе Главного управления ГФС в Луганской области, предприятия, которые обслуживает Луганская таможня ГФС, динамично начали работу в январе текущего года перечислили в государственный бюджет Украины более 70 млн. грн.
Более 83 проц. всех платежей приходится на основные предприятия-импортеры региона - ООО НПП «Заря», ООО ПКФ «Тана», ООО «Клариант Украина», ООО «Бизнес-ленд».
В отчетном периоде эти предприятия преимущественно импортировали декабромдифенил оксид (18,9% от общих объемов поступлений таможенных платежей), толуол (17,1%), азотную кислоту (14,5%), термически полированное стекло (10,7%), пероксид цинка (9,6%).
В процессе подготовки нашего материала мы не могли обойти вниманием и предприятия-экспортеры, которые находятся на территории «ЛНР». Действительно, ведущие экспортеры Луганской области остались на оккупированной территории – ПАТ «Стахановский завод феросплавов», Лутугинский государственный научно-производственный валочный комбинат, ОАО «Металлы и полимеры», ПАТ «Алчевсккокс», ОАО «Стахановский вагоностроительный завод», ЧАО НПЦ «Трансмаш».
(Карта Луганской области - на на оккупированном юге - крупнейшие предприятия-экспортеры).
Одним из самых больших предприятий является крупнейший в отрасли ПАО «Алчевский металлургический комбинат». Ситуация там достаточно сложная. Фактически, сегодня предпритие являвшееся гордостью украинской металлургии, переживает драматические времена: комбинат испытывает огромные сложности и со сбытом продукции, и с поставкой сырья.
(Алчевский металлургический комбинат. Фото из архива корпорации ИСД)
На сегодняшний день, как сообщает
20 января 2016 года Громадське.Схід (совместный проект hromadske.схід и informator.lg.ua) сообщало о том, что из Алчевска идут составы с продукцией комбината на экспорт в Западную Европу – до станции Чоп (Западная Украина).
При этом в материале «Кому війна, а кому торгівля. Як курсують вантажі з/на окуповану територію?» упоминалось и о том, что среди акционеров АМК, находящийся под санкциями российский «Внешэкономбанк».
«Тимчасовий порядок перетину лінії розмежування запровадив для приватних осіб обмеження на провезення товарів - так людина не може провести через лінію фронту більше 50 килограм ручної поклажі, не більше 1 одиниці кожного найменування побутової техніки і так далі. При цьому залізницею на окуповані території і назад щодня йдуть десятки вантажних складів, що везуть сотні тисяч тон сировини та продукції. Це відбувається сповна офіційно, з дозволу українських держорганів. Суспільство майже нічого не знає про це явище і не обговорює ні політичну, ні етичну його складову. І одержувачі, і відправники цих вантажів, і перевізники, і органи, що видають дозволи вважають за краще не давати коментарів з цієї теми. Розібратися в тому, наскільки законні і кому вигідні такі перевезення вантажів намагалися наші журналісти», - говорится в сопроводительном тексте к
(Алчевский металлургический комбинат. Стан 3000. Фото из архива корпорации ИСД)
Ситуация достаточно непростая, но и не столь однозначная. Действительно, в июне 2015 года появился приказ первого заместителя руководителя
В этом приказе есть несколько приложений, включая перечень предприятий, которым разрешено вывозить те или иные грузы через линию соприкосновения (Перелік суб’єктів господарювання, яким надано право перевозити визначені товари з неконтрольованої території). Кроме того, приказом четко регламентирован порядок пересечения линии разграничения.
(Алчевский металлургический комбинат. Цех непрерывной разливки стали. Фото из архива корпорации ИСД)
Наш источник, близкий к руководству АМК, на условиях анонимности, ответил на несколько вопросов:
1. Действует ли АМК на условиях украинских законов?
2. Почему важно чтобы АМК работал?
3. Как осуществляется механизм экспорта?
Источник сообщил: «Думаю на 90 или более процентов АМК действует в законодательном поле Украины. Никто из руководства, не вникая в политические симпатии, не хочет попадать под подозрение в финансировании террористов, в любой форме. Действительно АМК имеет инвестора в лице «Внешэкономбанка» (Россия) которому принадлежит контрольный пакет. Но, этот факт, может будоражить ум только, скажем не очень грамотных людей. АМК, это, прежде всего, украинское предприятие, платящее налоги в Украине.
Перевезти АМК невозможно, можно остановить. Это приведет к полному разрушению второго по мощности, и первого по технологичности коксохима Украины, и к необходимости в дальнейшем капитально ремонтировать доменные печи. Кроме того, велика вероятность мародерства с порезкой оборудования на металлолом. Да, еще Днепродзержинский меткомбинат будет вынужден покупать кокс в рынке, что вряд ли улучшит его и без того убыточную экономику, сейчас кокс идет из Алчевска (Алчевский коксохимический комбинат). И я не могу прогнозировать, сможет ли тогда Днепродзержинский меткомбинат работать.
(Алчевский металлургический комбинат. Фото из архива корпорации ИСД)
Что касается экспорта АМК, он действительно осуществляется, грузы декларируются и отгружаются. Процедуры все проходят в краматорской таможне, досмотр груза на Красном Лимане».
На данный момент решением собрания акционеров (состоялось в январе 2016 года в Киеве), юридический адрес предприятия зафиксирован в Украине. Все экспортные операции в страны ЕС, равно как и в другие страны осуществляются в соответствии с украинскими законами и согласно сертификатам соответствия продукции. Экспорт осуществляется согласно Сертификата соответствия интегрированной системы менеджмента качества, экологии, профессиональной безопасности и здоровья требованиям стандартов ISO 9001:2008, ISO 14001:2004 и BS OHSAS 18001:2007.
Отметим, что железнодорожные коридоры и КПВВ на железной дороге расположены на дистанции пути «Родаково» – «Красный Лиман» Донецкой железной дорогой - на железнодорожной станции «Красный Лиман»; за пределами КПВВ развернуто контрольный приграничный пункт на ж/д станции «Ныркове». Кроме того, на дистанции пути «Родаково» – «Свитланово» – «Лисичанск» Донецкой железной дороги – на ж/д станции «Переездная».
Очевидно, что руководители предприятий-экспортеров понимают, что без украинской регистрации никаких новых (равно как и старых) рынков в ЕС им не видать.
Вместо вывода
Все наши собеседники, в разговоре о том, что Ассоциация с ЕС дает для экономики Луганщины, отметили то, что сейчас главная задача – устойчивый мир.
Только тогда можно будет говорить о качественном улучшении экономической ситуации в Луганской области. Только в условиях мира возможно реальное привлечение отечественного и иностранного (в рамках той же Ассоциации Украины с ЕС) инвестиционного капитала, направленного именно на сферу производства.
Кроме того, для привлечения инвестиций, очень важны и стабильная налоговая политика, и надежные гарантии, и защита интересов и прав инвесторов.
Владимир Лермонтов, Параллель-медиа