Борис Москалюк рассказал правду о журналистах, прессе и Интернете
Май и июнь богаты на праздники, имеющие самое прямое отношение к журналистике: Всемирный день свободы печати, День работников издательств, полиграфии и книгораспространения Украины, День журналиста. Мы встретились с первым редактором «Жизни Луганска», заслуженным журналистом Украины, лауреатом премии Национального союза журналистов “Золотое перо” и республиканского конкурса журналистов “Нестор Летописец”, обладателем медали “За заслуги перед Луганщиной” III степени и почетного знака “За заслуги перед Луганском”, ныне – старшим преподавателем кафедры журналистики учебно-научного Института труда и социальных технологий ВНУ им В. Даля Борисом Александровичем Москалюком и побеседовали о сегодняшнем положении дел в СМИ.
Газета продана
– Борис Александрович, долгое время Вы были редактором «Жизни Луганска», у вас большой опыт работы в журналистике. Как Вы оцениваете сегодняшнее положение дел в прессе? Что изменилось за последние десять лет?
– Сегодняшняя журналистика родом из той журналистики, которая сложилась на заре Советской власти. Не зная истории, нового не построишь.
На сегодняшний день сложилась пресса розницы – как таковых подписчиков на издания стало меньше. Конечно, самый лучший вариант, когда процесс сбалансирован: 50% составляют подписчики, а 50% – люди, покупающие газету в киоске. Газета – это товар, информационный продукт. Для меня важный показатель: когда я подхожу к газетному киоску на следующий день после выхода номера в свет и интересуюсь, продан ли очередной номер газеты, а мне отвечают, что газета уже продана. Это показатель того, насколько та или иная газета на слуху, авторитетна, популярна. Рынок диктует – если есть спрос, значит, будет и предложение. Если есть устоявшийся спрос на газету, и он растет, то возрастает и тираж газеты.
Сегодня существуют различные критерии оценки – рейтинговая, по интерактивным связям и другие. Рынок прессы как таковой, в Луганской области устоялся. Сегодня в СМИ складывается положительная тенденция – провинциальная пресса расширяет границы своего влияния, она трансформируется, приспосабливается к новым условиям, не стоит на месте.
Пишущие об экономике - на вес золота
– Какие, по-вашему, главные недочеты местных периодических СМИ?
– К сожалению, есть и негативные перемены – мы теряем авторскую журналистику, нет качественной аналитики. Наша область считается промышленно-экономической областью, а хороших журналистских материалов на экономическую тематику нет. Могу назвать лишь Зою Путренко из «Нашей газеты», которая пишет на эту тему. Молодые журналисты не хотят идти в деловую прессу, но в нашем регионе ее и нет. Признаки деловой прессы в какой-то мере присутствуют в «Бизнес-ревю», в информационно-правовом еженедельнике «Гривна-плюс». А в целом региональные журналисты стараются обходить вопросы экономики. Блогеров в сфере экономики тоже нет. Если рассуждать о политике в СМИ, то скорее можно увидеть политическое критиканство, отсутствует конструктивность, не определяется форма делового подхода.
Читатели не знают, кто является владельцами изданий, нет прозрачности. Отсюда возникает серьезный вопрос – знает ли журналист на кого он работает, возникает вопрос и о гражданской позиции журналиста. Заявляя о таких высоких понятиях как честная, мужественная, смелая журналистика, которые очень ко многому обязывают, следует быть весьма щепетильными.
Пишите просто и понятно
– Что собой представляет качественная пресса?
– Есть товар элитного характера, есть первосортный, есть второсортный и так далее. Качественная пресса – это тоже товар, ее определяет, прежде всего, содержательность материалов, проблематика, повестка дня, которую выносят на обсуждение и предлагают читателю. Качественную прессу характеризует язык: он не должен быть казенным, заштампованным. Авторская журналистика тем и отличается, что каждый объясняет на своем языке. Но на том, который обладает определенными литературными достоинствами. В то же время язык должен быть точным, простым, понятным читателю. Материал не должен содержать менторства, заумностей и не должен показывать, что его автор на голову выше обычного читателя. Журналист качественной прессы, который пишет авторский материал, должен быть пристально-внимательным, потому что точность определения жизни без деталей невозможна.
– Какие региональные издания можно считать качественными?
– На мой взгляд, традиционно качественные издания – это «Луганская правда», «Наша газета», «Жизнь Луганска», «Молодогвардеец», «Реальная газета Ижица». В нашем регионе достаточно газет, которые имеют признаки, определяющие качественную прессу.
С доверием к людям
– Можете назвать главный критерий успешной газеты?
– СМИ должны рассказывать о том, что созвучно с нашими мыслями, заботами, тревогами, поднимать вопросы, ответы на которые волнуют читателей. К сожалению, сегодняшние газеты практически отказались от редакционных статей. А ведь редакционная статья определяет позицию конкретного журналистского коллектива издания по отношению к фактам, явлениям, событиям, процессам. Она их называет и выражает свое мнение, дает оценки.
– Какой должна быть стратегия редактора, чтобы, запуская новую газету, добиться высоких продаж?
– Существует много различных приемов, и все они зависят от обстоятельств. В теории журналистики существует принцип улитки – начиная с внешней ракушки все спирально закручивается до самого центра. Главные принципы, которые должен учитывать любой издатель: принцип сближения интересов, принцип достоверности, принцип землячества. Представьте, что человек вдруг получает земельный надел для создания собственной дачи, собственного огорода. Что он хочет получить от этого надела? Кто-то высаживает цветы, кто-то – экологически чистые овощи. Экологическая чистота – это один из главных вопросов. Экология существует и в журналистике, в переносном смысле этого слова. Важно, чтобы не было мусора, манипуляций, сведения были точными, главенствовал принцип достоверности. Важна и культура речи – объяснять нужно так, чтобы было понятно, доходчиво, доверительно по отношению к читателю. Если говорить о литературных произведениях, то читатель с уважением относится к творчеству того писателя, который искренен. Точно так же и в журналистике. Без честности, доверительности, искренности настоящей журналистики быть не может. Тем изданиям, в которых эти понятия присутствуют, популярность и успех гарантированы.
Бумажная газета не умрет
– Сейчас приобретают все большую и большую популярность Интернет-сайты, блоги. Будут ли читать газеты через пять-десять лет?
– Конечно! Я полагаю, что интерес к ним даже возрастет. Психология человека как потребителя достижений цивилизации, такова, что в цене будет технически красиво оформленные книги, газеты, журналы. Многие всеукраинские еженедельники обратили внимание не только на качественную содержательную сторону своих публикаций, издания стали выходить на качественной мелованной бумаге с хорошим изобразительным рядом, отличной полиграфией. Они дорого стоят, не всегда доступны обычному покупателю. Но тот, кто приобретает такой еженедельник, понимает, что это не просто признак хорошего тона, но и критерий, определяющий его социальное положение в обществе.
Издание печатной продукции никуда не денется, оно будет жить. Например, газета «Луганская правда» не потеряла свой формат – она была большеформатной и осталась такой сейчас. Казалось бы, и не удобно для современного читателя, но газета вырастила своего читателя, он привык к ней, привык удобно развернуть ее на столе и читать. О вкусах и привычках не спорят.
Интернет-издания и блогеры
– Как Вы относитесь к тому, что некоторые местные периодические СМИ стали создавать свои сайты в Интернете?
– Действительно, сегодня существует такой симбиоз. Это палка о двух концах. С одной стороны, создание сайта популяризует издание. А с другой стороны, это все равно, что резать сук, на котором сидишь: если человек может прочитать информацию в Интернете, то зачем ему идти за газетой в киоск? Кроме того, сайт должен быть наполнен собственной оперативной информацией, но никак не дайджестами. Тот, кто в информационном плане находится впереди, тот и выигрывает.
– Сегодня существует много информационных Интернет-сайтов и без печатных аналогов. Как оцениваете их?
– В Луганске свыше 60 информационных сайтов. Никто не ведет их учет, многие из них заброшены, не функционируют. Информационные сайты должны отличаться один от другого. Чтобы определиться с симпатией к тому или другому сайту, важно и наличие хорошей скорости передачи информации. Какие-то сайты будут жить, какие-то отмирать – это естественный процесс – все зависит от их востребованности.
– А что думаете о блогерском движении, в последнее время ставшем популярным?
– Усовершенствованные цифровые технологии наложили свой отпечаток, сейчас снимки исчисляются миллиардами. Владелец современной фотокамеры может отснять более 600 снимков за один раз, есть специальные программы для их просмотра и обработки. Сегодня в журналистику экстремальных обстоятельств вмешивается любитель, снявший на цифровую технику то или иное событие. Это же относится и к блогерам. Конечно, от блогера требуется больше – он должен владеть грамотной письменной речью. В советской прессе призывали расширять круг внештатных корреспондентов, хоть они и могли быть субъективны, но их оценки отличались от официальных. Это создает многоцветность, многовкусие. Блогерское движение – это хорошо забытое старое, когда в газеты и журналы писали внештатные корреспонденты. Будут ли авторитетны блогеры? Да, только те блогеры, которые оперативно откликаются на события, умеют объективно оценить события, быть на шаг впереди, уметь дать прогноз на будущее.
«Я – за свободу мнений»
– Сегодня много говорят о свободе слова. Есть ли она в Украине?
– Неправительственная организация «Freedom House» ежегодно публикует доклады и сопровождающие их рейтинги «О состоянии свободы в мире». На сегодняшний день в рейтинге свободы прессы Украина занимает 130 место. Не знаю, чем руководствовались в «Freedom House», определяя место Украины, но очевидно теми процессами, которые имеют место в отечественной журналистике, в масс-медиа. Вспомните конфликт, который произошел с телеканалом «TВi», главный девиз которого – честные новости. Это же один из тех каналов, который считался оппозиционным каналом. Никто из наших региональных профессиональных журналистов не откликнулся на эти события. Это говорит об отсутствии корпоративного единства.
Споры о свободе слова будут идти долго. Потому что свобода слова – это эталон, а по отношению к любому эталону есть допуски в сторону увеличения или уменьшения. Как таковой свободы слова фактически не существует. Конституцией запрещена цензура, гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений, каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию. Я – за свободу мнений. А свобода слова – это критерий, выражение, которым манипулируют и на котором спекулируют.
«…Здравствуй, журналистское новое племя!»
– Вы – преподаватель кафедры журналистики ВНУ им В. Даля. Как оцениваете молодое поколение журналистов, выпускников?
– У Александра Пушкина есть стихотворение «Вновь я посетил», в котором есть такие слова «…Здравствуй, племя младое, незнакомое!» Я всегда готов говорить «Здравствуй!» этому племени. Я из поколения детей войны, каждое поколение отличается, жизнь вносит новые оценки и краски. Всегда существовал конфликт между отцами и детьми, описанный еще Тургеневым. Я же считаю, что каждый в этот мир приходит со своими особенностями и достоинствами. Среди молодых немало достойных. Как самобытных журналистов, выпускников нашей кафедры, могу назвать Елену Бугаец, Иллариона Павлюка… Мы гордимся своими выпускниками. Я провел анализ выпускников-специалистов издательского дела и редактирования за последние восемь лет, и оказалось, что почти все работают по специальности, 35% уже стали руководителями и главными специалистами. Многие себя проявили в журналистике, рекламе, пиаре, работают в пресс-службах.
– Каким должен быть журналист, чтобы ему верил читатель?
– Хорошим человеком. Журналист – это не начетчик, не учитель и не мэтр, хотя и эти черты присутствуют в журналистике. Журналист должен быть собеседником, очевидцем, быть доверительным по отношению к читателям. На кораблях раньше был впередсмотрящий, журналист тоже стоящий впереди и смотрящий вперед.
Беседовала Анастасия Даиаури, фото автора