Новини Івано-Франківська та області

110-лет со дня рождения архитектора Иосифа Юлиевича Каракиса

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, в каком замечательном городе мы живем? Луганск, город над Луганью… 216 лет тому назад он появился как небольшой промышленный поселок, начав свое развитие с чугунолитейного завода, а сегодня это – областной центр со множеством современных зданий и памятников, представляющих собой историческую, культурную и архитектурную ценность. В каждом из этих  зданий – будь то отстроенный еще вчера офис банка или отреставрированный дом «старого центра» – труд архитекторов, профессиональный праздник которых вся Украина отмечала 1 июля. Празднование Дня архитектора в нынешнем году знаменательно еще и тем, что совсем недавно отмечалась 110-я годовщина рождения одного из талантливейших архитекторов – Иосифа Юлиевича Каракиса. С именем этого человека связано не только возникновение одного из самых красивых сооружений Луганска, ставшего его визитной карточкой – гостиницы «Украина» («Октябрь»), в конце 70-х годов при участии Иосифа Каракиса в нашем городе были построены  экспериментальные школы большой вместимости в квартале Волкова № 24 (в 1978 году) и  №42(в 1979 году).

Луганская легенда

Луганск начала 40-х годов прошлого столетия… Тогда он назывался Ворошиловград. На модернизацию  города были выделены колоссальные средства – двадцать миллионов рублей. Облик города изменялся на глазах: появлялись новые трамвайные маршруты, строились школы, открывались театры, высшие и средние учебные заведения. Было высажено сто тысяч (!) деревьев. По проектам известного архитектора А.С. Шеремета разбит парк культуры и отдыха имени Горького и открыт Памятник Борцам революции (мемориальный комплекс длиной 40 метров) – сооружения восхищающие своим масштабом и монументальностью.  

И вот на таком подъеме, по инициативе Антона Ивановича Гаевого (тогда первого секретаря Ворошиловградского обкома Компартии), принимается решение о строительстве большой гостиницы на пересечении центральных улиц – имени Ленина и Пушкинской, а для разработки проекта приглашается известный киевский архитектор Иосиф Юльевич Каракис. На счету архитектора к тому времени был не один десяток работ, отличающихся новаторством и необычностью архитектурных  решений.  Каракис приехал для изучения городского жилища Ворошиловграда, скрупулезно делал обмеры и зарисовки. Однако война нарушила мирные планы. К вопросу о гостинице вернулись сразу после освобождения города от захватчиков. В 1944 году началось строительство, которое завершилось в 1952 году – к 35-летию Октябрьской революции, отчего первоначально предполагаемое название «Москва» было изменено на «Октябрь» (сейчас –  «Украина»).

Очень стойко укоренилось у луганчан мнение о том, что строили гостиницу пленные немцы, и автор проекта – тоже немец. Возможно, причиной тому – элементы готики в архитектуре здания и воспоминания современников о том, как немецкие военнопленные шагали каждое утро строем на работу. Действительно, этот факт имел место, равно как и использование труда военнопленных на других строительных объектах области. Но правда в том, что автором проекта является Иосиф Юльевич Каракис. Архитектор и Человек с большой буквы.

Становление мастера

Иосиф Юльевич прожил интересную и нелегкую жизнь. Родился он 29 мая 1902 г. в городе Балта (ныне – Одесская область) в семье служащего сахарного завода Юлия Борисовича Каракиса и домохозяйки Фриды Яковлевны Каракис,   урожденной Гейбтман.

В 1909-1917 годах  Иосиф Юльевич обучался в Винницком реальном училище. Одновременно  посещал рисовальный класс А.М. Черкасского,  воспитанника Санкт-Петербургской академии художеств. Работал  художником-декоратором в Винницком городском театре. В семнадцатилетнем возрасте  Юлий Каракис добровольцем вступает в ряды Красной Армии. С 1921 года он  – художник Винницкого губполитпросвета. Здесь он формирует для Винницкого музея картинную галерею и библиотеку из собрания княгини Браницкой в Немирове. Работу совмещает с учебой на юридическом  факультете Института народного хозяйства, а с 1923 – на живописном факультете Киевского художественного института, с которого вскоре переводится на архитектурный. Работал десятником на Днепрострое, конструктором на постройке жилого дома первого кооператива «Советский врач», старшим техником на строительстве Киевского железнодорожного вокзала… Он прошел не только теоретическую, но и в полной мере хорошую практическую школу у своих институтских преподавателей.

В 1927 году Иосиф Юлиевич втайне от родителей (поскольку еще не окончил институт) женился на студентке фортепианного отделения Киевской консерватории Анне Ефимовне Копман (1904-1993), считавшейся одной из первых киевских красавиц, которая была ему верным другом и надежной опорой  в течение 61 года их совместной жизни, а после его смерти бережно хранила весь архив мужа.

В годы Великой Отечественной войны участвовал в строительстве заводов тяжелого машиностроения в Ростове-на-Дону и Ташкенте, а в 1944 г. Иосиф Юлиевич был переведен в Киев и назначен на должность руководителя архитектурно-планировочной мастерской в Институте ГИПРОГРАД.

Нелегкое время репрессий

В 1951 году, после очередной идеологической «чистки», охватившей всю страну, Каракиса  обвинили в украинском буржуазном национализме, а через некоторое время в космополитизме и уволили с основной должности, а вскоре и с преподавательской деятельности  доцента КИСИ.

«Мне хорошо запомнились эти страшные дни после увольнения отца с работы, –  вспоминает дочь, Ирма Иосифовна Каракис. –  Записочку об увольнении ему вручил кассир во время получения зарплаты. Отец сидел за доской несколько недель – чертил шаблоны для гостиницы в Луганске (без оплаты) и ни с кем не общался. В доме царила гробовая тишина. Жить было не на что. Мать набивала по трафаретам, вырезанным отцом, рисунки на скатерти, чтобы хватало на жалкое питание. Этот кошмар длился несколько недель».

Но директор ГИПРОГРАДа В.И. Новиков бросил вызов партийным кругам, пригласив Каракиса на должность главного архитектора отдела типизации и стандартизации.

В 1963-м (в связи с реорганизацией институтов системы Госстроя) Иосиф Юлиевич в составе своего отдела переходит в Киевский зональный НИИ по гражданскому строительству на должность руководителя отдела проектирования школьных зданий, в котором проработал вплоть до выхода на пенсию в 1976 году.

Кстати, в конце 70-х годов в Луганске был реализован проект школьного комплекса архитекторов И. Каракиса, Н. Савченко, В. Волика и С. Нивина: построены  экспериментальные школы большой вместимости в квартале Волкова (специализированные комплексные  школы № 24 (1978) и  № 42(1979)). В школах  предусмотрен  бассейн, а к основному четырехэтажному зданию примыкают одноэтажные боксы для учащихся младших классов с внутренними двориками для отдыха на открытом воздухе во время перемен.

Когда Каракиса в 1979 г. официально отстранили от любимого дела, он с горечью и обидой записал: «Мне 77 лет. Не по своей воле я стал пенсионером. Я здоровый, крепкий, могу быстро и долго ходить по 6-8 часов. Могу копать землю, с охотой работать топором, помогать жене по хозяйству – приносить воду из колодца, убирать, поливать деревья, цветы, огород… День целиком заполнен… Однако, вынужденный стать пенсионером, выброшенный, лишенный права заниматься своей специальностью, которой отдал полстолетия, специальностью архитектора, – я уже не живу. Я могу чертить, рисовать, красить, работать без очков… Пенсионер – я живой труп, лишенный права заниматься своим делом. Почему???»

Достойное наследие

Последние девять лет жизни И. Ю. Каракис посвятил себя труду на природе: на садовом участке (Русановские сады), где сделал перголы-беседки, миниатюрный «японский дворик» из бутового камня, выложенного вокруг принесенного днепровским наводнением авиационного бака, под посаженной им ивой. Между камнями росли диковинные высокие травы, а вокруг – проложены извилистые дорожки, окаймленные розами. На улице возле террасы он соорудил камин с высокой трубой, где по вечерам у самовара собирались друзья…

Скончался Иосиф Юльевич 23 февраля 1988 г. Похоронен на Байковом кладбище рядом с матерью, памятник которой сам выполнил из мрамора, распиливая его на кирпичики и укладывая на цемент, а затем перевез и  установил на могиле.

Иосиф Каракис оставил после себя большое творческое наследие. По его проектам в Киеве построены здания Национального исторического музея Украины, Центрального музея Вооруженных сил Украины, жилые дома в Киеве, кинотеатры в Кривом Роге и Виннице, абразивный завод в Ташкенте, памятник Котовскому в Кишеневе. С 1953 по 1975 было разработано совместно с коллективом сотрудников свыше 200 типовых проектов, по которым построено более четырех тысяч зданий в Украине, России и других республиках бывшего Союза. Иосиф Юлиевич – автор многочисленных статей и изданий по архитектуре.

Он был человеком исключительной щедрости и честности – к себе и к людям. Он никогда не говорил и не делал того, что не соответствовало его убеждениям. Все, над чем он работал, выверено его жизнью, его характером, его редкостной интеллигентностью, удивительным мастерством.

«Мы живы, пока о нас помнят» – и память об И.Ю. Каракисе, сохраненная его семьей – тому подтверждение. К 110-летию Мастера подготовлена наиболее полная по информативности книга о нем (около 450 страниц, более 700 иллюстраций), которая  называется «Архитектор Иосиф Каракис», под редакцией Ирмы Иосифовны Каракис, дочери архитектора:
«…Собирая по крупицам эпизоды и факты из его жизни, можно понять,  насколько неординарной и порой жестокой была судьба мастера. Запреты на выезд за границу, несмотря на многократные победы в международных конкурсах; отказ, последовавший после выдвижения Иосифа Юлиевича Ученым Советом на звание Академика (при полной поддержке его коллег). Отстранение от преподавательской деятельности, замалчивание авторства его объектов во многих публикациях в прессе… Несмотря на все это, Иосиф  Каракис слыл мягким человеком,…, крайне толерантным и незлобивым»…

Очень хочется верить, что когда-нибудь на зданиях, представляющих архитектурную ценность, появятся в нашем городе, на манер столичных городов, таблички с указанием года ввода в действие  и фамилии архитекторов. И вполне логично, если такая табличка появится в этом году на здании гостиницы «Украина».

Наталия Мавроди,
член Межрегионального союза писателей Украины
газета «Жовтневка»


Читайте також